Вот как Арктика ему полюбилась

— Добрый день, Юрий Сергеевич.

— Как вам нравится этот рейс?

— Очень нравится, Юрий Сергеевич. Прием.

— Ну и чудесно. Лед сейчас не очень тяжелый. Будем брать вас на буксир. Так дело пойдет быстрее. Если есть хорошие фильмы, передайте нам. До связи.

Я обратился к капитану «Востока-5» Лазареву:

— Николай Владимирович, с кем вы сейчас разговаривали?

— С капитаном ледокола «Ленин» Кучиевым.

— Вы его знаете?

— Нет, лично незнаком. Слышал, что он уже давно на ледоколах плавает. Говорят, ему предлагали пойти на транспортные суда заграничного плавания. Отказался. Вот как Арктика ему полюбилась.

Нос «Востока-5» надежно закрепили в кормовом вырезе ледокола. Такая проводка на языке моряков именуется «вести за усы». Через 30—40 минут возобновили движение.

В ноябрьскую стужу. Самая долгая навигация.

«В старое доброе время,— говорит дублер капитана,— обычно навигация продолжалась три-три с половиной месяца, а теперь седьмой месяц плаваем, и конца не видно». Кучиев закурил, а потом сказал: «Да, на таких ледоколах, как «Ленин», можно плавать! Никакой лед им не страшен...».

— Юрий Сергеевич, более тридцати лет вы в Арктике. Вам ни разу не хотелось изменить ей? Скажем, пойти погреться в тропики,— спросил я его.

— Срок вполне достаточный для того, чтобы работа на арктических ледоколах стала профессией на всю жизнь. Глубоко уважаю труд моряков транспортного флота, среди которых у меня много истинных друзей, и в том числе мой младший брат. Но мы тоже нужны флоту, и пусть каждый из нас делает то, что он лучше всего умеет.

— Какими чертами, по вашему мнению, должен обладать ледовый капитан?

Он у нас смиренный. Начальник радиостанции В. Маслов.

— Беспощадная ненависть ко льду и неудержимое стремление к разрежениям, а лучше — к чистой воде. Разумный риск. Умение создать в караванах транспортных судов настроение уверенности, теплоты, содружества и товарищеской взаимовыручки.

 

Этот разговор происходил в каюте капитана при первом нашем знакомстве.

Читайте также

Навигации атомохода «Ленин» в Арктике

Немного хроники. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» заложен на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде 17 июля 1956 года. Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Сдан в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Напомним его основные размерения: длина 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,4 м, водоизмещение 19000 т, скорость 18 узлов, мощность 44000 л. с. (четыре турбины).

На вахте — дублер капитана

В ожидании вертолета, улетевшего на ледовую разведку, остановились. Ветер немного стих, и пошел небольшой снежок. Канал быстро сходился и вскоре перестал быть каналом. На вахте — дублер капитана Евгений Анисимович Вавилов, старый опытный моряк. У него удивительно спокойные манеры, выработанные за долгие годы плавания в арктических морях, а умные добрые глаза приветливы и чуть насмешливы.

Упорядочение ношения формы моряков торгового флота

Для ликвидации указанных недостатков читатели предлагают объединить немногие предприятия, изготовляющие форменную одежду, в одно-два укрупненных, организовав на них массовый пошив формы, открыть специализированные магазины, предусматривать высококачественные материалы для пошива форменной одежды и др.

Флагман нашего ледокольного флота

Еще будучи на ледоколе, я решил, что назову свой репортаж «Ленин» покоряет Арктику». Поделился с начальником радиостанции Виталием Масловым (я жил у него в каюте, и он был моим консультантом и гидом).