Новый тип главного двигателя - газотурбинные установки

Современные паротурбинные установки имеют приблизительно равнозначные с дизелями технико-экономические показатели в диапазоне мощностей от 25 тыс. до 40 тыс. л. с. При мощностях свыше 40 тыс. л. с. преимущества оказываются на стороне паровых турбин.

Сравнительно новым на флоте типом главного двигателя являются газотурбинные установки. В настоящее время немногочисленные зарубежные газотурбоходы, используемые для перевозки грузов, являются по существу экспериментальными судами. Более широко газотурбинные двигатели используются на пассажирских судах на подводных крыльях и воздушной подушке. Такие установки имеют малый удельный вес и габариты, сравнительно несложную конструкцию. По сравнению с паровыми турбинами здесь не возникает проблем с питательной водой и с конденсаторами, по сравнению с дизелями — почти нет износа трущихся деталей. Сдерживающим фактором для широкого использования газотурбинных установок на морских судах является большой расход топлива и высокая его стоимость. Их к. п. д. в настоящее время не превышает 22—23%. Предполагается, что создание долговечных материалов для лопаток газовых турбин, способных выдержать температуры до 1000° С, или применение охлаждения лопаток позволит повысить к. п. д. до 30—32%, а при использовании «чистых» топлив (например, сжиженных газов) — до 40%.

Решение технико-экономических проблем, связанных не только с созданием жаропрочных материалов, но и с повышением долговечности, снижением удельного расхода топлива и т. д., видимо приведет в перспективе к созданию морских газовых турбин мощностью до 60 тыс. л. с.

В диапазоне мощностей 60 тыс. — 150 тыс. л. с., по мнению зарубежных специалистов, в недалеком будущем конкурентоспособными могут оказаться атомные энергетические установки. В настоящее время стоимость судовой атомной установки мощностью 70 тыс. л. с. приблизительно в два раза дороже, чем судового дизеля. Однако удельная стоимость ядерного горючего уже сейчас близка к стоимости обычного жидкого топлива.

 

В торговом флоте успешно эксплуатируется грузовой газотурбоход «Парижская Коммуна».

Читайте также

Мощности судовых дизелей непрерывно растут

Наибольшее распространение на морском транспорте получили дизели, из которых до недавнего времени на судах использовались лишь малооборотные (85—120 об/мин), работающие непосредственно иа гребной вал. Этот тип двигателя до сих пор остается наиболее экономичным. Удельный расход топлива здесь составляет около 150 г/л. с.-ч.

Надежность рефрижераторной установки

В системах непосредственного испарения для каждого охлаждаемого отсека создается автономная холодильная установка, которая должна обслуживаться как минимум двумя компрессорами. В результате на судне с пятью трюмами общей вместимостью 10 000 м3' устанавливается не менее 20 компрессоров против 3—4 для системы с промежуточным теплоносителем.

5 ведущих производителей ГБО на авто: особенности и стоимость

Установка газового оборудования на авто – серьезная процедура. Здесь важно все: модель машины, профессионализм установщиков, тонкости настройки оборудования, но в первую очередь – само ГБО. Лучших производителей ГБО назвали эксперты «Время Газа».

Стоимость приготовления дистиллята

Стоимость приготовления дистиллята в установках типа «Д», по данным авторов проекта, составляет около 35 коп. за тонну, что соответствует стоимости тонны береговой воды. После обработки дистиллята в обеззараживающих установках и минерализаторах стоимость опресненной воды соответственно возрастет.