Погасли огни. Застрекотал аппарат. Дрожащий золотистый луч метнулся к экрану. Там, вздрагивая на стыках, мчался паровоз. В будке его, освещенной неровным светом топки, стоял невысокий человек. Знакомая с детства бородка, легкий прищур мудрых человечьих глаз. Ленин возвращался в революционный Петроград.
События в фильме развивались в известной последовательности — на пароходе не было ни одного человека, который бы не видел уже хоть раз эту чудесную ленту. И все-таки вся команда напряженно следила за экраном, потому что оттуда шла настоящая, неподдельная правда искусства. В игре артиста Щукина оживало тепло ленинских рук и сердца. Оживало и незримыми путями передавалось каждому, кто видел это чудо.
Вот почему, когда в мелодию, сопровождавшую фильм, ворвался пронзительный вой сирен и визг тормозов, в первую минуту никто на палубе не мог понять, в чем дело. Потом Саша выключил аппарат и все Оросились к левому борту.
На причале, ярко освешенном прожекторами полицейских автомашин, шла свалка. Размахивая резиновыми дубинками, полицейские оттесняли толпу людей от советского судна. В основном толпа состояла из полуголых грузчиков, которые днем работали на «Холмогорах», а потом устроились на ночь прямо на бунтах хлопка, сложенных на причале.
— Вот же гады!— не выдержал Саша. — За что они их?
— Ты шо, маленький что ли? — угрюмо бросил Жора Руденко. На выпуклом лбу его бились две жилки. — За нашу картину, вот за что!
— За Ленина, выходит, — тихо сказал Саша.
Резиновые дубинки побеждали. Поредевшая топла втягивалась в темный провал между пакгаузами. В последний раз мелькнуло чье-то искаженное лицо. И вдруг, словно птицы, прорвали цепь полицейских и взлетели ввысь два коротких слова:
У коллективов Ренийского порта и железнодорожной станции Рени Молдавского отделения Одесско-Кишиневской железной дороги много общей работы и забот. Мы совместно ведем перевалку импортно-экспортных грузов. С каждым годом растет объем грузоперевозок, а вместе с ним крепнет деловое сотрудничество двух больших производственных коллективов. Соревнование портовиков и железнодорожников позволило резко увеличить грузооборот.