Антарктическая трагедия

Этот поход к Южному полюсу выдвинут Роберта Фолкона Скотта в один ряд с такими выдающимися путешественниками начала XX века, как Георгий Седов, Владимир Русанов. Судьба Скотта очень сходна с их судьбами: он отдал свою жизнь ради науки, ради открытия и позиания Земли. Доблестный капитан Скотт достиг Южного полюса и умер после того, как исчерпал до конца все человеческие возможности.

Большие надежды возлагал Р. Скотт на лошадей и моторные гусеничные сани. Но первый опыт применения тех и других в качестве основных средств передвижения в условиях Антарктиды оказался неудачным. Может быть, в выборе этих средств и заключалась трагическая ошибка Р. Скотта?

Внезапное появление в Антарктиде Р. Амундсона не нарушило ритма напряженной подготовки к штурму полюса. «Это сообщение, — писал в дневнике Скотт, — вызвало одну только мысль в моем уме, а именно: всего разумнее и корректнее будет и далее поступать так, как намечено мною...».

Наконец настал день похода. В начале ноября 1911 года экспедиция тронулась в путь. Недолго послужили гусеничные сани, одна за другой выбивались из сил лошади. Получилось так, что к полюсу Скотт и его четверо товарищей шли, впрягаясь в лямки тяжелых саней. Милю за милей изнурительного пути в ледяной пустыне преодолевала отважная пятерка: Р. Скотт, Э. Уилсон, Л. Отс, Г. Боуэрс и Э. Эванс. Короткий отдых в тесной палатке, и снова вперед. А в душе начальника не проходит щемящее чувство: вдруг норвежцы первыми достигнут полюса? Но показывать своё беспокойство нельзя.

Только вперед! Наконец, 16 января 1912 года, после 75-дневного перехода в труднейших условиях, впереди на горизонте появилась черная точка. Что это? Точка эта оказалась флагом, привязанным к полозу от саней. «Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих товарищей... Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — эти полные горечи строки занес Р. Скотт в свой дневник. Однако мужество не покинуло Р. Скотта и его товарищей. Они не опустили руки. Четыре дня на полюсе они выполняли различные научные наблюдения, а затем двинулись в обратный путь.

Около 1100 километров отделяло отважных исследователей от места встречи со вспомогательной группой и собачьими упряжками. А тяжелые сани с геологическими коллекциями, снаряжением и продовольствием легче не становятся. Много дней продолжался этот изнурительный поход на север. На север, где ждут кров, пища, где они дадут отдых натруженным рукам и ногам, обогреются, расскажут друзьям о выстраданном за слишком долгие месяцы непрерывного тяжелого пути.

И на обратном пути смелые полярники ведут научные поиски, собирают коллекции, проводят наблюдения. хотя времени у них в обрез и они жертвуют им во имя науки.

Трудно с продуктами. На беду керосин в бидонах вытекает. Ни обогреться, ни высушить обувь и одежду. Через месяц пути гибнет Э. Эванс. Еще через месяц — Л. Отс. Их остается трое. Трое людей бредут по бескрайней белой пустыне. 19 марта они останавливаются в каких-то двадцати километрах от спасительного лагеря. Там ждут друзья, там пища, теплая, сухая одежда. Там жизнь! Но жестокая пурга меняет ход событий. Из палатки не выйти, метет и крутит бесноватая мгла. Согреться нечем. Дьявольски болят отмороженные ноги. Пища подходит к концу. А ветер день за днем гудит и гудит, пытается сорвать и унести палатку. Трое не показывают свои страдания друг другу. Но все чувствуют, что обречены. Силы окончательно иссякли! Умирают Э. Уилсон и Г. Боуэрс. Скотт продолжает вести подробный дневник. Вот одна из записей : «Мы ослабели, писать трудно, но я лично ие жалею об этом путешествии... Мы шли на риск... Обстоятельства по вернулись против нас... Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мертвые тела должны поведать эту повесть». А пурга не унимается.

29 марта в дневнике последняя, свидетельствующая о мужестве и высоком звании Человека, полная трагизма запись: «...жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать. Р. Скотт. Ради бога, не оставьте наших близких».

Их нашли восемь месяцев спустя. Антарктида оказалась жестоким и коварным врагом, не прощающим ошибок. Казалось, она мстила людям за сдернутый покров тайны. Но как бы ни была она жестока и коварна, не в ее силах было уничтожить дневники и письма Р. Скотта. Эти краткие письма родственникам погибших товарищей потрясают. Умиравший Роберт Скотт нашел в себе силы выразить восхищение перед мужеством умерших и сказать последние слова утешения их семьям.

В память о подвиге первопроходцев Антарктиды их товарищи водрузили трехметровый крест из красного дерева с надписью из Теннисона: «Бороться и искать,
найти и не сдаваться».

Первую попытку покорить Южный полюс Р. Скотт предпринял в 1902 году. Эта попытка окончилась неудачей: пурга, холод и голод заставили повернуть назад. Мужественный и преданный делу путешественник не отступил и начал готовиться к повторной попытке помериться силами с коварной Антарктидой

Вторая экспедиция готовилась весьма тщательно. Люди подбирались смелые, физически и духовно крепкие, настроенные по-боевому. В их числе были два наших соотечественника — каюр Дмитрий Горев и конюх Антон Омельченко. Они доставили собак и лошадей в Новую Зеландию на борт экспедиционного судна «Терра-Нова». Это были общительные, работящие люди, заслуживающие не одну похвалу Р. Скотта.

Читайте также

Веками по древнему Хазару шли торговые пути

Наше Каспийское пароходство — это детище Советской власти. Веками по древнему Хазару шли торговые пути. Его воды бороздили первый в мире теплоход, первый танкер с металлическим корпусом. На Каспии — первые люди социалистического уклада в дружной интернациональной семье строят свое светлое будущее — молодость древнего Хазара.

Толстосумы наших дней совершают такие путешествия

За основу маршрута был взят путь, пройденный героем известного романа Жюль Верна «Вокруг света в 80 дней». Пассажиры «Франс» осмотрели экзотические острова, прошли от Вальпараисо до Таити, побывали в Индонезии, Гонконге, на Цейлоне, во множестве портов мира — в целом дважды обогнули земной шар, пройдя 80 тысяч км за 88 дней.

Люди несчастье постигло

— Только кочегары.

— Идемте, мистер Белл.

В котельном отделении в зное пылающих топок, клубился тяжелый чад от горячего машинного масла, угольной пыли и пота. Кочегары, измазанные углем и сажей, энергично работали, чтобы насытить пылающие топки восемнадцати котлов. Сквозь вибрирующий грохот машин инженер Белл закричал:

Отдавать все силы восстановлению водного транспорта страны

В кампании 1920 года А. Кульберг участвовал в боях против белополя-ков на Днепре севернее, а затем южнее Киева. С 1-го июня 1920 года он на должности комиссара штаба Днепровской военной флотилии и комиссара Южной группы флотилии. Особенно он отличился в боях за Киев. 6 рапорте начальника штаба флотилии отмечалось, что в боях с 9 по 13 июня 1920 года «комиссар штаба т.